Забайкальский край, Агинский район, с.Урда-Ага, ул.Ленина, 4   
Версии сайта:
Главная » к 80-летию Агинского Бурятского округа

"Тропою предков"

"Тропою предков"

         К востоку от  священного Байкала,  являющегося  колыбелью природы, с незапамятныхвремён живут этнические группы – буряты  («бурааты», «баргу-буряты», «братские люди»), которые оказались отрезанными от основной массы монголов.  С тех пор наши предки жили в гармонии с природой, в подчинении законам её Величества – Природы. Одним из главных кредо наших предков по отношению к природе было – “не навреди», «не бери больше, чем нужно», «утраченного не вернёшь».

        Эти принципы передавались из поколения в поколение, впитывались в сознание с молоком матери,прививались словом божьим – религией, примерами и наставлениями старших и становились для человека неписаным законом по разумному, заботливому  отношению к окружающей среде – Матери-Природе,которая щедро делится с Сыном-Человеком  своими дарами, и ждёт к себе бережного отношения и заботы.

        Все нации и этносы мира обладали прекрасными экологическими традициями и обычаями. И у бурят была своя издревле сложившаяся, исторически обусловленная система экологических принципов,  гуманного и глубоко нравственного отношения к природе, особая философия, пронизанная её почитанием и уважением, любовью и благоговением. Они считали себя частицей природы, единокровными детьми и порождением единого древа природы. Бурятами почитались святые места, которые были не чем иным, как настоящими и исконными заповедниками и заказниками в современном смысле и назначении. В них не подлежали использованию все природные объекты: лес, животные, травы, кустарники, водоёмы, степные, горные и иные ландшафты. Они находились под защитой местного духовенства,шаманской веры. Именно эти святые места помогли сохранить и спасти от неминуемого уничтожения целый ряд представителей флоры и фауны, природные богатства экологических систем и ландшафтов.

       «Непричинение зла, вреда всему живому» вот основной постулат «экологической доктрины» религии. Более того, буддийское духовенство постоянно проводит обряды очищения, почитания окружающей среды во время молебен и подношений  хозяевам местностей и гор,  также Лусан Хану – хозяину водной стихии. Буряты относились с уважением и заботой к природе, живым и неживым её творениям и богатству.

      Возрождая и развивая народные экологические традиции и обычаи, многовековой опыт народа, его нравственную и духовную культуру, люди могут спасти природу, защитить и сохранить её. В культуре бурятского народа, наверное, останется самый обоснованный и справедливый культ, имеющий право на существование, - культ  природы.

      За последние десятилетия в результате бездумного отношения людей нанесён огромный, невосполнимый ущерб природе величавого края наших предков, сердцевине Сибири, былинного края, воспетого народом. Длительные пожары, варварские вырубки лесов, загрязнения окружающей среды – плод дефицита разума у людей, серьёзные нарушения сложного взаимодействия природной цепи: атмосфера – вода – почва – растения – животные – люди ибездумноежелание человека стать властелином природы.

     Для улучшения экологической ситуации  региона создангосударственный заповедник «Даурский”. Это часть российско-монгольско-китайского международного заповедника «Даурия», включенного в число 200 экорегионов мира, глобально значимых для сохранения жизни на Земле, который наполнен неповторимым запахом Даурской степи – колыбели кочевников и родины великого Чингисхана.Действуют национальный парк «Алханай», комплексные заказники,  памятники природы регионального значения, имеющие особую экологическую, историческую, историко-архитектурную ценности. Все они имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

     Восточное Забайкалье – удивительный регион, который нередко называют «маленькой Швейцарией» - по площади  больше Японии, Италии и Германии.  А.П. Чехов, проезжая наш край сказал: « Забайкалье великолепно! Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Здесь я находил всё что хотел! И Кавказ, и долину Псла и Звенигородский уезд. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь – уж  Полтавская губерния – и так всю  тысячу вёрст!».

     Сегодня мы совершаем первые шаги по созданиюпутеводителя, и в качестве провожатого приглашаю вас в «туристическую поездку» по просторам нашей привольной и смиренной Урда-Аги:

     Когда весной вспыхнет цвет багуловый в лесу,

     Под звуки старинногоморинхуура

     Беру я на вскинутые руки Хадак,

     Вобравший неба синеву,

     Приглашаю вас на родовую коновязь,

     И говорю: «Амарсайн!

     Добро пожаловать к нам в Урда-Агу!».

 

      Адуун-Шулуун (Адон-Челон). Это название переводится с бурятскогокак «табун камней», «табун каменных лошадей». Местность представляет собой невысокий горный массив с многочисленными скалами, останцами, глыбами камней, напоминающими издали табун лошадей.

Овеянный легендами отдалённый, потому и обособленный участок урдоагинского колхоза «Баян Ворошилов» (ныне агрокооператива «Урдо-Ага»)  Адон - Челон  расположен в двух сотнях километрах от центральной усадьбы сельского поселения. Считается одной из самых красивейших местностей Забайкалья, уникальным природным уголком.

С незапамятных времён местные буряты слагали свои песни:


Алаглан эреэлэн харагданхай

Адуун-Шулуунайм гоё гээшэнь,

Алдуутай замыемнай заҺаҺан

Арадай партиин сэсэн гээшэнь...

А Забайкальский поэт Б.И.Бальдауф  писал:

     Там великан Адун-Челон

     Своими вечными скалами

     Стремится слиться с облаками;

     Табун игривых кобылиц

     На скатах холмов гуляет,

     Здесь горделиво сын степей -

     Верблюд горбатый выступает ...


     Знаменитый советский геолог, академик АН СССР Владимир Афанасьевич Обручев о минералогических богатствах, драгоценных и полудрагоценных камнях Адон-Челона писал: « Урал и Адон-Челон являются нашими двумя замечательными природными минералогическими музеями». Горный хрусталь, найденный в этих местах, по своей красоте и размеру не имеет равных. Здесь попадаются кристаллы шерла и горного хрусталя, кварца и топаза, есть аквамарин и бериллий, олово и фтор…

     Природа Адон-Челона богата своей флорой, восхищает нас своим разнотравьем, по северным склонам – березовые колки. Отцветает одно растение, цветут другие. Здесь встречаются две флоры – монголо-даурская, отличающаяся засухоустойчивыми растениями, а дауро-манчжурская полна растений, всего более 700 видов растений. В составе флоры отмечено около 20 редких эндемичных (обитающих только в одном месте, на определённой территории), реликтовых (сохранившихся в неизменном виде с древнейших времён) видов растений, в т.ч. эфедра даурская, лук Водопьяновой, молочай Фишера, ирис кроваво-красный, а также включенные в Красную книгу РФ трехбородник китайский и гнездоцветкаклобучковая. Интересны находки на Адон-Челоне редких видов аридных (от лат.Aridus – сухой) лишайников: геппиисолориновидной и пельтуллы Заболотного.

      Фауна Адон-Челона типично степная. Исключение составляют обитающая в лесных колках восточноазиатская лесная мышь, несколько лесных видов птиц и насекомых. Во времена путешественника П.С.Палласа – немецкого и российского учёного-энциклопедиста в «степных горах» жил архар, были здесь дзерены. Представляет собой одно из важнейших местообитаний манула в регионе. Здесь регулярно встречаются и гнездятся балобан, степной орёл, филин, в окрестностях обитает тарбаган. Особо привлекательны колонии белопоясничных стрижей, в массе гнездящихся на скалах. Обычны колонии даурской пищухи, обитает здесь и даурскийцокор.

      Адон-Челон –  часть Даурского заповедника, одно из самых почитаемых буддистами мест в Забайкалье. На высочайшей вершине Сагаан-Обоо (священная гора, высота –986 м.), являющейся памятником истории и культуры, находятся  культовые сооружения, где ежегодно совершаются традиционные обряды.

     Обходим ещё раз места нашего привала, не осталось ли мусора? Забираем с собой весь мусор – пакеты, бутылки из-под воды и прочие «следы», «вещдоки» нашего пребывания здесь. Пусть будет так, как было. Пусть ничего не нарушает нетронутой красоты Адуун-Шулууна, пусть ничего не мешает жизни его обитателей.

     Свою  экскурсию в этот прекрасный мир наших предков хочу завершить словами видного советского писателя Всеволода Вячеславовича Иванова: «… каждый раз хочется ещё и ещё приехать в Адон-Челон».

 

     Айраг хушуун.  Район слияния рек Урда-Ага и Хойто-Ага, именно с этих мест берёт своё начало река Ага – левый приток реки Онон. 

В своём стихотворении наш земляк, заслуженный работник культуры РФ, член союза писателей  Батожаб Цыбиков писал:

 ... Баатар Зангиин түүхэ намтартай

Бабжын заяатай хушуумнай алдартай...

Здесь речь идёт об «Айрагхушуун» - месте    пребывания Бабжа Барас Баатара – бурят-монгольского тайши, который в ХVII веке боролся против маньчжурской агрессии.

    Бабжа Барас Баатар – старший сын из бедной семьи рода боохойхуасай. Всё движимое и недвижимое имуществоБүхэ Бэхи – “ хана соорхой шара Һэеы гэртэй, хамаг юумээ ашадаг хаҺаг буха тэргэтэй, хашан хула моритой, Һаамал харагшан үнеэтэй, хотошо халтар нохойтой Һэн ха” – “изношенная до дыр старая-престарая юрта, повозка-одноколка, которая умещала все пожитки, весь скарб семьи, медлительный и ленивый саврасый конь, черноватая дойная корова, дворняжка с рыжеватыми пятнышками».

    Существуют различные предания, легенды, которые характеризуют происхождение названий местностей, гор. В нашем случае – одно  из преданий, связанных с именем Бабжа Барас Баатара.

    Это было давно, может быть даже давным-давно, когда полноводная река Ага  несла свои воды с подножий горы Айраг хушуун до реки Онон-хатан. Ага-хоринская знать устраивалаприём и почёт Бабжа Барас Баатару. В самом начале пиршества отважный и смелый богатырь крепкого телосложения, обладающий невероятной силой и мужеством Бабжа увидев на берегу Аги  не царевну-лягушку, а настоящую лягушку-жабу испугался.

    Видимо, она  показалась ему очень отвратительным, ужасным существом. Организаторы торжества были вынуждены перенести “всё застолье” на более безопасное место, и таким местом оказалось подножие горы Айраг-хушуун (бур. айраг – молочный напиток, хушуун – выступ).  Во время празднества было совершено много подношений, брызганий белой пищи, молока, айрака хозяевам местностей и небожителям, и отсюда пошло название «Айраг хушуун».

    Проезжая мимо Айраг Хушууна, у подножия этой горы мы видим плиточные могилы (хүшѳѳ шулуун) – свидетельства  далёких времён и загадочного народа - хунну ?, оставивших после себя только эти плиты и седую историю их возникновения. И стоишь рядом с этими плитами, и думаешь о том, кто-же здесь был захоронен – воин?, скотовод-кочевник?, или же прекрасная женщина-степнячка?

    Плиточные могилы (плиточники) – археологическая культура древних монголов конца бронзового, начала железного века, захоронения в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных плит. Хозяйственный уклад плиточников практически не отличался от образа жизни кочевых племён далёких-далёких  предков наших.

 

    Алтан эмээлтэ (с бур.золотое седло).  Гора, священный перевал в системе вышеупомянутого  горного массива Адуун-Шулуун.

Легенды рассказывают нам, что жившая в конце ХVI, начале ХVII века  княгиня, знаменитая предводительница Хори-бурят, героиня бурятского народа Бальжан-хатан не выдержав унижений и оскорблений в семье мужа решила вернуться из Южной Маньчжурии на свою родину. Преследуемая войском, она была вынуждена оставить своё седло, дабы облегчить нагрузку на своего коня по имени Хүрин Залан и оторваться как можно дальше от “манжын сэрэгҺээ”.

    Аршаанта  (Аршаан с бур.целебный минеральный источник). Левый приток реки Урда-Ага в верхнем её течении, местность и становище кочевников.

Исполнительный комитет  Агинского окружного Совета депутатов трудящихся  30 ноября 1949 года принял решение о разукрупнении Урдо-Агинского сельского Совета депутатов трудящихся на: а) Аршантуйский сельсовет с резиденцией с. Аршантуй с обслуживанием территории и населения колхоза им. Молотова.

б) Урдо-Агинский сельсовет с резиденцией с. Урдо-Ага с обслуживанием территории и населения колхозов им. Ворошилова и им. Сталина.

В этой местности, на незначительном  расстоянии друг от друга, находятся два источника целебно-минеральных вод (Аршаантын аршаан и Нара эръеын аршаан).

     Здесь, у подножия горы Амхав 1891 году в семье Санжиева Сампил родился сын – Даша. Получив прекрасное образование, Сампилон Даши становится одним из лидеров и идеологов бурят-монгольского национального движения. Делегат Всероссийского съезда крестьянских депутатов, молодой инородец входит в состав исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Секретарь и советник в посольстве Монголии в Москве, советник Министерства народного хозяйства Монгольской Народной Республики. Великий сын восьми родов Аги становится самым молодым председателем Бурнацкома-Бурнардумы, возглавив этот высший орган бурятской автономии в лихие годы гражданской войны.

В 1929 году  был арестован,   приговорён к 10 годам лишения свободы.  Не успел он отбыть наказания – заседанием тройки при НКВД, приговорён к высшей мере наказания. Был реабилитирован только в 1984 году.

     Бархан уула. Священная гора, памятник истории и культуры, левобережье реки Урда-Ага. Во времена языческой веры шаманы многих поколений совершали на этом месте, на доминирующей над окружающей местностью высоте, свои ритуальные обряды, поклонения и подношения хозяевам гор, прилегающей территории, своим предкам. На самой вершине горы заложен священный клад (бумба) в основании воздвигнутой ступы.

     А у подножия этой горы, на противоположном берегу реки, располагались владения представителя высшей касты богачей агинской степи, купца II гильдии, мецената Очирова Норбо-Жамбал (в народе – Тумааноён). При вынужденной эмиграции в Китай, вывез свои богатства на 50 подводах. О наличии у него немалого денежного капитала говорил факт пожертвования им 500 рублей денег Восточному институту при его открытии. На его дочери Лхама (Бишиабгай) был женат наш земляк, профессор Гомбожаб Цыбиков. Очиров был человеком передовых взглядов, ратовал за разумное и бережное  отношение к природе, окружающей среде.

     Даши Гомон.  Особо священное пространство, начало которому положено  с возведением собственно субаргана “Даши Гомон” в 1995 году. В основании этого субаргана заложен  клад (бумба), освящённый ещё Далай ламой ХIII и привезённый с Тибета паломником-буддистом от Императорского географического общества России  Цыбиковым ГЖ. ещё в  начале  прошлого столетия.

Сегодня это целый  комплекс. В знак глубокого уважения и почитания памяти великих земляков – Хамбо ламы Галсанова Хайдуб – председателя Центрального Духовного Совета буддистов, ХVIIIшэрээтэ ламы Агинского дацана “Даши Лхундублинг” Жигмитова Золто (Самбу Золто) благодарные урдоагинцы возвели на этом месте субарганы (ступы). На территории комплекса имеются молельный дом, священные фигуры львов - хранителей Будды Грядущего мирового периода Майтреи (Майдари), ряды молитвенных барабанов (хүрдэ). Планируется воздвигнуть очередной субарган в дань светлой памяти Жигжитова Содном

Жамсо (Ран Жамба) – первого шэрээтэ первого в Европе храма Калачакры, Санкт-Петербургского дацана «Гунзочойнэй», в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника», шэрээтэ ламы Хандагатайского (Аршанского) дацана у подножия горы МундаргаТункинских гольцов.

     Здесь один раз в  четыре года  проводится молебен “Тысячи лампад” (мянган зулын хурал).

Отличительная особенность субаргана “Даши Гомон” заключается в том, что в него можно войти, как в маленький храм. В момент возведения этой ступы, в мире насчитывались всего два таких  субаргана – в Тибете и в г. Рамбуйе во Франции. 6 декабря 1995 года состоялось освящение (открытие) этого субаргана. День выдался очень даже тёплым, безветреным. На следующее утро, к удивлению всех урдоагинцев, вокруг субаргана в радиусе 100-150 метров исключительно правильной, круглой формы  было  белым-бело – это выпал первый в ту зиму снег.

 

     Маанитын Үбэр  ( нар.- Маанти, Маантиин үбэр). Местность на западной окраине села Урда-Ага. Этот ороним произошёл, скорее всего, от слова “Маани” – (санскр. Мантра). На этом месте раньше был воздвигнут камень с мантрой на языке санскрит – “обработанный, совершенный”, божественный язык древности, программный язык будущего. Во времена атеистов этот камень бесследно исчез.  По инициативе местного Совета по делам религии с соблюдением всех буддийских канонов воздвигнут новый камень с мантрой Лхама Осоржалмы – покровителя и защитника находящихся в пути-дороге – “Ом мари зия мам суухаа” и освящён шэрээтэ ламой Агинского дацана Бадма ламахай. Со слов местных старожилов по этой местности проходил тракт, и на северной седловине, лощине хребта местным богачом Очировым (Тумаа ноён) был построен оборудованный дом для ночлега и отдыха путников и проезжающих.

 

      Мандал толгой (буквально – голова Мандал). Возвышенность, небольшая отлогая горка на левом берегу реки Урда-Ага в верхнем её течении.

Мандал по тибетски означает дворец, портал, местопребывание богов.

В период подготовки к  визиту цесаревича Николая Александровича Романова (Николай II) летом 1891 года, агинская знать первоначально местом приёма и почёта выбрали именно это место – Мандал толгой. Это  событие не такое уж далёкое прошлое, и  об этом молчаливо свидетельствуют покрасневшие от огня камни, служившие подпоркой больших котлов.

 

      Мухар булагай аршаан. Целебный минеральный источник, бьющий прямо из недр земли, близ села Баян-Булак сельского поселения Урда-Ага. О лечебной силе этого аршана, особенно от болезней ЖКТ, с давних пор ходит молва. Наши предки умеючи использовали природные ресурсы в лечебных целях. Тому наглядный пример – “Таба аршаан”.

      Онон гол – суровая сибирская река, правая составляющая Шилки. Берёт своё начало высоко в горах Хэнтэя, и считается, что именно здесь расположен исток Амура.

Буряты относятся к реке Онон Хатан с особым почтением. Легенда о рождении и захоронении Чингисхана не единственное предание Онона, у которого очень непростой характер.

     Река издавна славилась своими запасами редких и ценных рыб, есть и краснокнижные представители ихтиофауны Онона. Есть даже раки.

 

      Сагаан Нуур (Белое озеро). На территории Урдо-Агинского сомонного,  позднее – сельского Совета, а ныне сельского поселения “Урда-Ага”, до отторжения значительной части их земель,  находились в трёх значительно удалённых друг от друга местах одноимённые  природные бессточные солёные озёра – Сагаан  Нуурнууд (Белые озёра). Из-за отсутствия регулярного поступления воды с одной стороны, и не менее регуляного загрязнения этих водоёмов, отсутствия надзора и работ по облагораживанию налицо экологическая катастрофа местного значения. Осадки в виде дождя и снега дают этим озёрам намного меньше воды, чем её теряется при испарении, уровень солёности возрастает. Постоянными весенними ветрами  разносятся по воздуху соль и пыль неизвестные по своему химическому составу, которыми мы  и дышим.

     Как появилось озеро возле села Урда-Ага, именуемое Сагаан Нуур? И здесь  не обошлось  без легенды, которая передаётся из поколения в поколение. А она такова – в один прекрасный день степной ветер ураганной

силы, смерч (хуй Һалхин) поднял воды Хилинского Ехэ Сагаан Нуура, с подножий горы Сокто уула, высоко в небо, и перенёс в котловину  УляаҺан талын (Осиновой равнины) у подножия священной горы Пунцук. Так появилосьозеро, именуемое в народе «Бэлшэрэй Сагаан Нуур».

Адон-Челонские Ехэ, Бага Сагаан Нуурнууд, которые дали название сомону

(Цаганорский сомон) Адон-Челонского хошуна относятся к высыхающим озёрам, их берега покрыты белыми горькими солями. По берегам этих озёр некогда паслись бесчисленные стада самого крупного хозяйства Агинского округа.

 

         Үлиртэ баабай  (Үлир – с бур.дикая яблоня, Улиртүй). Священная гора, памятник истории и культуры.

Внушая к себе почтение, она величаво восседает на правом берегу реки Ага в верхнем её течении и является “очевидцем”, “свидетелем” дальних и близких странствий  кочевников в поисках ими благодатных земель, малоизвестных сторон жизни прежних поколений хоринско-агинских бурят,  важного судьбоносного события в жизни наших далёких предков – добровольного вхождения в середине ХVII века в состав России...

Үлиртэ баабайнгаа боорихоноор

Үргэнхэн Агаяа үгсэхэдэмни

Үльгэр домогоор дэлгэрэнгы

Үлгы Һайхан нютагни

Үнгын сэсэгээр угтанал намайгаа…


      Сама природа так “распорядилась”, что её облик, внешнее очертание имеет    естественныеместа на трёх уровнях – первый,нижний уровень (доодо Һуури) – для  женщин и детей; второй, серединный уровень (дунда Һуури) – для  мужчин; и третий,верхний уровень (дээдэ Һуури) – для  священнослужителей, для лам.

Наличие  свойств внушающих преклонения, уважения, сделали её местом паломничества, и с начала ХIХ века, при IVшэрээтэлама Агинского дацанаШэрүүнэй Жамьян-Жунды, родом из Северо-Хоринска, ламы Агинского дацана постоянно проводят службу на её вершине.

 

       ХайлааҺан шугы.  По южному склону горы  Бэлшэр произрастает реликтовый приземистый ильм, вяз (хайлааҺан)  с диким даурским абрикосом (бүйлѳѳҺэн). Ильмовые рощи в основном являются памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями.

Лесостепной ильм, его причудливые формы  напоминают скорее африканскую саванну, чем степь. Это особый морозостойкий вид ильма. На северном склоне горы Бэлшэр, на весьма ограниченной площади  вместе “уживаются”, “ладят друг с другом” и берёза, и сосна, и лиственница, и осина, и  дикорастущие кустарники. С давних пор, из уст в уста говорят, что хозяином, хранителем горы Бэлшэр является Лусан Хан. Отсюда,  на расстоянии  буквально вытянутой руки находится Лусадай Обоо – место подношения и проведения молебна хозяину водной стихии, и эта гора по праву считается священной.

 

     Хутор имени 33-х партизан. Прежнее название села Булактуй сельского поселения “Урда-Ага”. Этот ойконим произошёл в память о 33-х партизанах, расстрелянных белочехами во времена Гражданской войны.

Люди старшего поколения до сих пор называют себя “гушан гурбанайхин” – “мы из 33-х”. Строки из стихотворения Цыбикова Батожаб тому подтверждение:

...Адуун-Шулуунаар налайгаа манайхин

Ононой   голоор Һалбараа манайхин

Гушан гурбанаар түбхинѳѳ манайхин

Эбтэй эетэй Һуугаа манайхин…

 

     Хэрэг (Кырык). Местность, связанная с именем легендарной Бальжан Хатан, которая на этом месте со своими подданными (албата зонтоёо) держала совет (ехэ хэрэг, суглаа) и ставила вопрос – “как быть дальше, наши преследователи очень скоро настигнут нас?”. И решили – “пусть будет что будет, давайте перевалим на север этого хребта”. А дальше – другие  легенды, связанные с местностью Гуталта, озером Бальзино...

Здесь, посредине двух Хэрэг, западного и восточного, есть священная гора Даша Балбар, где ежегодно совершаются ламами Агинского дацана обряды почитания и подношения даров с участием жителей близлежащих сёл. История свидетельствует о присутствии в этих местах ярких представителей языческой, шаманской веры. “Хэрэг горхон гүйдэлтэйб, Хара нарҺанда буудалтайб” – так во время камлания пели шаманы,  призывая своих онгонов, духов-гений, приходящих во время экстаза. Это  такие шаманы, как Боргой бѳѳ из рода Улаалзай хүбдүүд, Шагдарай Боро из бодонгууд, Хүхэшхэ Сэдэн. А трое девчат Салодада (Салодаадай гурбан басагад – Мансалан, Хүлхэнэг, Должод), обладающие волшебством, чарами были очень лихими, горячими шаманками.

 

     ЭлҺэтэ  (с бур. песчаный). Гора в пади Нуртуй сельского поселения “Урда-Ага”, у подножия которой в 1916 году открыта первая школа в Урда-Аге.С этой горой,с её золотисто песчаным грунтом, связана  очередная легенда, связанная с именем  Шэлдээ Занги (Занди) которая гласит, что именно здесь, на этой горе была захоронена его голова.  Возникает вопрос – почему  именно здесь?Буряты издревле  ценили верховья рек, истоки водоёмов. А эта гора находится в самом верхнем течении реки Урда-Ага, положившей начало главной водной артерии Аги. И в знак глубокого уважения, почитания его памяти, со всеми почестями  и была захоронена голова ШэлдээЗанги – легендарного сына бурятского народа.

 

                Батожаргалов Б.Д. – директор историко-краеведческого музея

                                                   СП «Урда-Ага», почётный краевед Аги.

 

 

Дата создания материала: 11-10-2017. История изменений

Администрация сельского поселения "Урда-Ага" Забайкальский край, Агинский район

Забайкальский край, Агинский район, с.Урда-Ага, ул.Ленина, 4   
Телефон: 8 (30239) 4-81-19, 4-81-18
Как нас найти
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.