Храм науки степной Урда-Аги
Начальная школа, основанная в 1916 году в живописной местностиТутхалтуй, положившая начало урдо-агинскому образованию, отмечает нынче свой 100-летний юбилей. Инициатором открытия школы был наш земляк, профессор Цыбиков Гомбожаб Цыбикович.
Многие, наверное, задаются вопросом – почему именно в местности “Тутхалтын адаг” была первоначально открыта эта школа. Отвечу, – именно здесь, в этой местности,находился административный центр одного из семи булучных обществ Агинской волости – Урдо-Агинского, являющегося одним из больших узловых пунктов почтового тракта – уртоном, соединяющего Агинское с Акшой и Кырой, далее госграница с Монголией,слияние двух Тутхалтуй – Баруун и Зүүн.
А ещё раньше (первая половина ХIХ века) здесь функционировала одна из шести управ ведомства Агинской степной думы -Тутхалтуевская инородная управа (Тутхалтуйская – Б.Б.).
Буквально в двух шагах отсюда, на северном берегу реки Урда-Ага, в местности “Түргэнэй Үбэр” жил первый тайша Аги - Зангиа Данжинов, родом из Худанай (Худай) Петровского завода, утвержденный в этой должности 1842 году.
В совокупности эти и другие факты свидетельствуют о том, что эта местность и близлежащая округа с давних пор была одним из центров Агинской степной думы.
Не собираюсь конкретно обсуждать роль и задачу школы о том, что школа села – это не просто здание, где дети обучаются грамоте, о том, что сельская школа занимает особое положение в структуре села, что это гораздо больше, чем просто школа. Что это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или, во всяком случае, сильно влияет на неё.
Если рассмотреть историю становления иосновные этапы её развития,то хронология выглядит следующим образом:
1.с 1916 по 1943 годы в течение 27 лет – начальная школа;
2.с 1943 по 1961 годы в течение 18 лет – семилетняя школа;
3.с 1961 по 1965 годы в течение 4 лет – восьмилетняя школа;
4.с 1965 года по настоящее время – средняя (полная) школа.
В 1939 году Урдо-Агинская начальная школа была разделена на три мелкие школы, и их «прикрепили» за конкретными коллективными хозяйствами, которые в свою очередь несли ответственность за полное содержание «своих» школ. И в этом же году принято решение о переносе (перевозе) начальной школы в составе двух классов в село Урдо-Ага - центр колхоза имени Ворошилова.
Состояние учебно-материальной базы школы, обеспеченность учебно-наглядными пособиями, учебниками и письменными принадлежностями далеко несоответствовали нормальному процессу обучения. Тем не менее, сколько всего девчонок и мальчишек прошли через порог этой школы, через этот храм науки, именуемые “Улаан һургуули”, “Ногоон һургуули”.
Наиболее остро стала ощущаться слабая материальная база школы в связи с преобразованием в 1943 году в семилетку, когда с каждым годом увеличивался контингент учащихся. Здесь остро встает вопрос нехватки учебных классов, занятия идут в две, три смены. Не приходится говорить о внеклассной работе, о дополнительных занятиях…
В годы войны директорами школы работали Мункуев Балдан Мункуевич (Мункин) и Миронова Агафья Федоровна. Об этом свидетельствуют отчеты директоров Удагантуйской, Дундо-Агинской начальных и Урдо-Агинской семилетней школ (Жанчибон, Чимитов, Мункин) о ходе ремонта и заготовки дров. Ещё один протокол сельисполкома - об отчете директора школы Мироновой “О состоянии школьного интерната при Урдо-Агинской семилетней школе”. В постановлении приняты решения о личной ответственности председателей колхозов им. Молотова Дугарона и им. Ворошилова Базаровой в приведении “в полный порядок столовую и общежития”, «создать готовым запасом продуктов питания, обеспечить детей достаточным количеством мяса, хлеб, муки, арца и овощей к 28/ХII».
На фронтах Великой Отечественной войны геройски сражались наши учителя, работники школы. Это - Балдоржиев Содном Балдоржиевич,Жигжитов Дагба Жигжитович, Лайдабон Сандаб Лайдапович, Дылгыржапов Шойнхор Дылгыржапович, Дондоков Даба Цыденович, Наманжуев Жамсо Наманжуевич, Мункуев Цымпил Мункуевич, Митупов Балдан Михайлович, Хончино Чимит Хончинович, Минжурдоржин Бальжинима Доржиевич. Все они награждены орденами и медалями за проявленные мужества и героизм. А Митупов Балдан Михайлович награжден Орденом Боевого Красного Знамени, Мункуев Цымпил Мункуевич – Орденом Славы. Их имена высечены на мемориальных плитах памятника погибшим и умершим в мирное время воинам-односельчанам.
Хотя местная власть и проявляла заботу о школах, “держала руку на пульсе просвещения”, из-за отсутствия финансов, слабой материальной базы хозяйств и положения военного времени, скорого кардинального улучшения не было, да и не следовало ожидать.
Директор Урдо-Агинской семилетней школы Лайдабон Сандаб Лайдапович, обеспокоенный отсутствием более просторной школы, в 1949 году инициировал начало строительства новой школы, а местное население поддержало его почин. Возведенная методом народной стройки новая школа, которая обошлась в 200 тыс. рублей, гостеприимно распахнула свои двери в 1952 году. Строительством руководил местный мастер Лубсанима Доржиев. В последующие 2-3 годапостроены много объектов для нормального жизнеобеспечения школы: столовая интерната, банно-прачечный комплекс, здание школьной мастерской, складские помещения и др. За умелое руководство и строительство новой школы, Сандаб Лайдапович награжден медалью «За трудовое отличие».
Уже обрисовывается контур школьного микрорайона, “һургуулиин хотон”.
Следующий этап – четырёхлетняя история Урдо-Агинской восьмилетней школы. За двадцать два года, семилетку и восьмилетку закончили в общей сложности несколько сотен учащихся из сёл Урдо-Ага, Сахюрта и Хойто-Ага. Директорами Урдо-Агинской восьмилетней школы работали Цынгуев Цырендоржи Цынгуевич и Жигжитов Дагба Жигжитович, их супругами были Доржиева Дымбрыл Доржиевна – учитель математики и Бакланова Таисия Тимофеевна – учитель начальных классов.
Учитель от Бога, Учитель учителей, Заслуженный учитель школ РСФСР, участник Великой Отечественной войны Дагба Жигжитович абсолютное большинство урдоагинцев, хойтоагинцев и сахюртинцев учил законам физики,премудростям химии и биологии, ботаники и анатомии. Преподавал и черчение, и рисование, преподавал как никто другой, с особой, присущей только ему методикой, своей,«жигжитовской». «Полиглот» школьных наук, умело применял наглядные пособия самим придуманным и внедренным в учебный процесс. Кабинет биологии, кабинет физики – все это его детища, гордость урдоагинской школы на долгие, долгие годы. Отовсюду приезжали к нему учиться, выслушать его советы, наставления.
Первый в округе учебно-опытный участок, через который прошли многие поколения урдоагинских детей, со своими разными, невиданными и неслыханными в то время насаждениями, в течение долгого времени оставался цветущим оазисом среди бурьянов и зарослей сорняков. Благодаря этому пришкольному участку, многие учащиеся удостоены разных наград и поощрений, а такие, как Цырендулма Базарова, Алла Цыдыпова, Цыден Дашиева, Тамара Сандакова, Лхама Бадмажапова вместе со своим наставником дважды удостоены права быть участниками ВДНХ.
Созданный и организованный им киноклуб «Буратино» занимал первые места на окружных смотрах кинодемонстраторов, а его увлечение фотоделом, и фотоснимки 60-х -70-х годов оказывают сегодня неоценимую услугу в подготовке к юбилею школы.
В начале 50-х годов село наше ещё не было подключено к государственной электролинии. И Дагба Жигжитович придумал малые ветряные электродвигатели, в школе появился электрический звонок, разные школьные приборы заработали, не оставаясь “мертвым капиталом”. Человек он творческий, всегда в поиске, человек неуёмной энергии, Человек с большой буквы. Неоднократно избирался депутатом Читинского областного, Агинского окружного Советов депутатов трудящихся.
В 1965 году восьмилетняя школа преобразована в Урдо-Агинскую среднюю школу, и в прошлом 2015 году школа отметила своё пятидесятилетие как средняя школа.
По инициативе председателя колхоза им. Чапаева Минжурдоржина Б.Д., впоследствии ставшего директором школы, построено новое, двухэтажное здание школы со светлыми просторными классами, актовым и спортивным залами.
Первым директором средней школы стал Юмов Юмсун Юмович. За весь период работы в Урдо-Агинской школе он работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем начальных классов, географии, физкультуры и первым военруком школы. Почётный член ЦС ДСО «Урожай», отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школ РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945гг., награждён медалью«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ветеран труда, награжден многими медалями.Неоднократно избирался депутатом сельского Совета, в течение длительного времени был бессменным председателем участковой избирательной комиссии. За свою педагогическую деятельность воспитал многих превосходных спортсменов – победителей районных, окружных, областных и зональных соревнований по легкой атлетике и лыжному спорту. Навечно оставлены в школе Кубки по военно-спортивной игре «Орлёнок»,по стрельбе из малокалиберной винтовки на призы Тогона Санжиева. Он очень многое сделал по подготовке школьной команды на районных смотрах Парада песни и строя и первым ввёл единую командную форму.
В 1975 году заложен фундамент и в 1976 году открыто новое типовое двухэтажное здание интерната на 120 мест. Руководил этой работой Цыдыпов Дашидондок Цыдыпович – заведующий интернатом, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С присущей только ему хваткой, он сумел за столь короткое время завершить и сдать «под ключ» нужный всем объект – школьный интернат и котельную. На своей «эмке» он объездил не одну сотню километров, утрясая и финансовые вопросы, и вопросы своевременной доставки и вывозки строительных материалов и комплектующих изделий. Для оперативного решения тех или иных вопросов, он смело открывал двери кабинетов разного уровня. Так,он попал на приём к командующему ЗабВО генерал-полковнику Коротееву Константину Аполлоновичу, и добился положительного решения и выделения грузовой автомашины для нужд школы. Командующий был, видимо, человеком сочувствующим, и,увидев перед собой человека весьма немаленького телосложения, с пониманием отнесся и выделил ему, в личное пользование,легковушку ГАЗ М-1. Такова история легендарной «эмки» Цыдыбона. В разные годы он работал учителем начальных классов, директором школ в Урдо-Аге, Булактуе, Цокто-Хангиле, Будулане и в Челутае и где-бы ни работал, его всегда отличала ответственность и инициативность. До сих пор его вспоминают добрым словом те, с которыми он вместе работал, вместе трудились на ниве просвещения, также его ученики.
Очень скоро назревает вопрос расширения школы, количество учащихся переваливает за четыреста, и притом намечается переходна кабинетную систему организации учебного процесса.
Директор школы Мункуев Бадма Дашиевич настойчиво поднимает вопрос строительства пристройки к основному зданию школы, и силами Агинского МСО, возглавляемый Объедковым Василием Игнатьевичем, в начале 80-х годов была возведена эта «пристройка». После ввода её в эксплуатацию, школа переходит на «односменку», при этом кардинально улучшаются формы факультативных и дополнительных занятий, консультаций,внеклассной работы, и ихрезультаты не заставляют долго ждать. Значительно повышается качество знаний учащихся, увеличивается количество медалистов, победителей и призеров школьных олимпиад.
Школа выходит на лидирующие позиции среди школ района и округа. Учительские и ученические коллективы художественной самодеятельности и команды спортсменов школы на различных смотрах, конкурсах и спортивных соревнованиях постоянно занимают ведущие места.
И это стало возможным умелому руководству и постоянной заботе повышения профессионального мастерства учителей и воспитателей.
Здесь же, в пристройке находят свою «постоянную прописку» школьный музей, пищеблок, библиотека с читальным залом, кабинеты релаксации, ручного труда. В подвальном помещении, до открытия спортивного комплекса, шли секционные занятия по стрельбе из лука.
Бадма Дашиевич - «долгожитель» директорского корпуса, и ему выпала участь быть во главе коллектива в 90-х годах, в период всеобщего распада и развала, когда многие думали как в той сказке: «как-бы день простоять и ночь продержаться». Месяцами учителям и работникам школы не платили зарплату, фактически - «нулевое финансирование», но, тем не менее, школа жила своей жизнью, выпускала своих учеников, оставалась лицом всего села.
В это время коллектив работает над выполнением программы «Школа комплекса» и берёт «под своё крыло» учреждения культурно-воспитательной направленности села – Дом культуры, детский сад, начальные школы. Много сил и времени потрачено на второе рождение детского сада/ясли «Теремок», когда по коридорам гулял ветер и в течение некоторого времени оставался бесхозным. Дирекция школы в рамках вышеупомянутой программы нашла возможность собственными силами и силами работников этого учреждения восстановить детсад, и он заработал.
Успех коллектива во многом зависит от профессионализма, компетентности руководителя, от его умения найти общий язык со своими подчиненными, от умения своевременно «поставить диагноз» и оперативно «вылечить болезнь», пока она не стала хронической.
И таким очередным руководителем Урда-Агинской средней школы стала в 2005 году Соёлма Балдандугаровна Мункуева, годы «правления» которой совпали с расцветом Агинского округа - полноправного субъекта Российской Федерации.
Сочетание слова и дела, мастерства и целеустремлённости, таланта и трудолюбия сделали её руководителем большого, дружного, профессионального коллектива, носящей имя Гомбожаб Цыбикова.
В школе созданы все условия для самовыражения, самореализации, чем коллектив успешно воспользовался, достигнув при этом значительных успехов в общеобразовательном процессе:
Эти успехи стали благодаря профессиональному мастерству, настойчивости и многим бессонным ночам учителей и педагогов, стараниям их воспитанников.
Так, девять ведущих учителей школы становятся обладателями федерального гранта, по трое учителей стали обладателями регионального и муниципального грантов. Трём ученикам школы присвоены федеральные гранты в номинации «Талантливая молодёжь», это Даржаев Амгалан в 2007 году, Цыденжапова Долгор в 2010 году и Пурбуев Жаргал в 2012 году.
Безусловно, каждый руководитель старается оставить после себя что-то такое, чтобы запомнилось надолго, навеки. Помимо этих многих грантов, многих медалистов и победителей школьных олимпиад, в годы её директорства сделано многое в плане благоустройства прилегающей территории,ремонта школы и базы подсобного хозяйства.
В 2006 году капитально отремонтирована школа, и в этом большая заслуга мецената, руководителя коммерческой группы, депутата МР «Агинский район»,выпускника VII выпуска Урдо-Агинской средней школы Даржаева Баира Жалсановича и Соёлмы Балдандугаровны Мункуевой, их взаимопонимание, их обоюдное стремление сделать доброе, вечное.
После ремонта, школа полностью преобразилась, приобрела современный облик, и в ней стало и комфортно и уютно, и тепло и светло.
Высокий профессионализм всего коллектива учителей и воспитателей, их постоянное стремление к вершинам творческого Олимпа, доброжелательнаяатмосфера и добрые традиции позволили поднять авторитет учителя, всей школы на более высокий уровень. Школа становится базовой, опорной школой в системе образования Агинского района и округа, своеобразной кузницей кадров. Здесь постоянно проводятся различные семинары, совещания, симпозиумы, отовсюду приезжают делегации по обмену опытом.
Вот уже второй год директором школы работает Батожаргалова Дулма Владимировна, которая успешно ведёт за собой коллектив к столетнему рубежу славного Храманауки степной Урда-Аги.
Батожаргалов Б.Д. – директор историко-краеведческого музея,
почетный краевед Аги.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.